Сравнительный метод в зоологических исследованиях. методологическое значение.

Аналогичные структуры сходны по выполняемым функциям, но имеют разное эволюционное происхождение. Это, например, крылья насекомых и птиц или ноги пауков и лошадей.

Органы могут быть гомологичными и аналогичными одновременно, если у них одинаковые генетические источники и близкие функции, но расположены они в разных сегментах. Таковы, например, различные пары ног насекомых и ракообразных. В этих случаях говорят о сериальной гомологии (гомодинамии), поскольку сходные структуры образуют ряды (серии).

Когда аналогичные органы, развившиеся из несхожих предшествующих структур, обнаруживают заметную близость строения, говорят об их параллельном, или конвергентном, развитии. Закон конвергенции утверждает, что органы, выполняющие одинаковые функции и используемые одинаковым способом, становятся в ходе эволюции морфологически сходными, какими бы различными они ни были в начале. Один из наиболее замечательных примеров конвергенции – глаза кальмаров и осьминогов, с одной стороны, и позвоночных животных – с другой. Эти органы возникли из совершенно разных зачатков, но приобрели значительное сходство благодаря идентичности функции.

Подводя итог вышесказанного, следует подчеркнуть, что использование разнообразных способов сравнительного исследования в зоологии позволяет не только выявлять черты сходства и различия в изучаемых объектах. Сравнительный метод способствует более многостороннему описанию морфофункциональных особенностей отдельных групп животных, выявлению специфических путей их эволюции, дает более разностороннюю биологическую характеристику зоологическим объектам, служит основой для различных биологических классификаций. Теоретико-познавательное значение сравнительного метода становится еще весомее, когда мы говорим о тех биологических (общебиологических) науках, на знаниях которых базируется и зоология, где сравнение используется как методологическая концепция познания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Метод сравнения, получивший распространение в XIX столетии и признанный как программный метод в самых различных научных дисциплинах, широко используется как основа логических операций упорядочения и классификаций. Следует отметить, что его теоретико-познавательное значение и сфера применения существенно изменились в процессе развития знания о мире, в том числе и биологического знания. Сравнительный метод трактовался ранее в исключительно широком (в том числе и мировоззренческом) плане. В современных условиях он лишь одна из сторон или составных частей диалектического метода в его специфическом применении к отдельным наукам.

Многообразие зоологических объектов, обладающих огромным числом разнообразных свойств, подразумевает широкое использование приемов сравнения на различных этапах исследования. Метод сравнения позволяет определять сходства и различия в зоологических объектах, способствует осуществлению качественного и количественного исследования формы и функций организмов, используется при систематизации и классификации, дает возможность установить закономерности, общие для разных явлений в живой природе. Как специфический логический прием, сравнение пронизывает все другие методы биологического (зоологического) познания. Выступая, методологической концепцией познания, метод сравнения способствовал возникновению некоторых общебиологических дисциплин: сравнительной анатомии, сравнительной эмбриологии, сравнительной гистологии, сравнительной физиологии и др. Знания этих наук, полученные с помощью различных приемов сравнения, создают основу зоологии, анатомии, ботаники.

В тоже время роль сравнительного метода не следует переоценивать, так как использование этого метода на эмпирическом уровне познания, подразумевает некоторую его ограниченность. Широкие обобщения и законы природы могут быть сформулированы на основе знаний, полученных эмпирическими методами познания, в том числе и с помощью сравнительного метода, но в последующем обязательно применение различных эмпирико-теоретических и теоретических методов научного познания. Сравнительный метод не дает возможности непосредственного получения обобщающих научных положений и законов, т.е. он может приводить к установлению причинных связей явлений, однако их предсказание имеет по большей части гипотетический характер. В рамках чисто сравнительного исследования невозможно их последовательное научное объяснение.

Перейти на страницу:
1 2 3 4