Сравнительный метод в зоологических исследованиях. методологическое значение.

Современная биология представляет собой целую систему наук, в которой зоология занимает важное место, изучая современный животный мир, историю его происхождения, эволюцию.

Зоология делится на много направлений, дифференцируемых в зависимости от объекта исследований либо круга изучаемых проблем. Прежде всего, выделяют зоологию беспозвоночных и зоологию позвоночных. Эти два направления включают целый ряд дисциплин: например, протозоология (протистология) изучает простейших, гельминтология – паразитических червей, малакология – моллюсков, карцинология – ракообразных, акарология – клещей, энтомология – насекомых, ихтиология – рыб, герпетология – пресмыкающихся и земноводных, орнитология – птиц, териология – млекопитающих, а такой раздел териологии, как приматология, занимается одним отрядом млекопитающих – приматами.

С другой стороны, характерной чертой современной зоологии является усиление интеграционных процессов — одни и те же зоологические объекты могут служить предметом исследования ученых разных специальностей. Изменчивость в пределах той или иной группы организмов исследуют генетики, эволюционисты или систематики. Строение тела изучают анатомы и морфологи, функции различных органов – физиологи, структуру клеток – цитологи и т.д

Многообразие зоологических объектов, обладающих огромным числом разнообразных свойств, подразумевает широкое использование приемов сравнения на различных этапах исследования и объясняет наличие большого числа зоологических дисциплин. Ранее мною уже подчеркивалось, что, как специфический логический прием, сравнительный метод является необходимой составной частью любого научного познания. В зоологии сравнительный метод служит основой для описания морфологии зоологических объектов, используется при их систематизации и классификации.

Поскольку в предыдущей главе была подробно описана общая схема использования приемов сравнения на различных этапах научного исследования, применимая и для конкретных зоологических исследований, то, на мой взгляд, более целесообразно обратить внимание на биологические (общебиологические) науки, для которых сравнение поднимается до уровня методологической концепцией познания. Они являются своеобразным фундаментом знаний не только для зоологии, но и для других биологических наук, позволяя в ряде случаев детальнее рассмотреть и полнее оценить эволюционные морфологические преобразования. Свидетельством являются, например, сравнительная анатомия, сравнительная эмбриология, сравнительная гистология, сравнительная физиология, сравнительная зоогеография. Знания, накопленные этими науками, позволяют более многосторонне описывать морфофункциональные особенности отдельных групп животных, выявлять специфические пути их эволюции, давать более разностороннюю биологическую характеристику зоологическим объектам.

Изучением закономерностей строения и развития органов путем сопоставления различных видов живых существ занимается сравнительная анатомия,

называемая также сравнительной морфологией. Сравнительный метод здесь служит основой для описания морфологии объекта исследования. Под морфологией понимают как строение организмов, так и науку о нем. Речь идет и о внешних признаках, но гораздо интереснее и важнее внутренние особенности. Внутренние структуры более многочисленны, а их функции и взаимоотношения существеннее и разнообразнее. Первоначально термин «анатомия» (греческого происхождения) употребляли только в отношении человеческого тела, но сейчас под ним понимают раздел морфологии, занимающийся изучением любых организмов на уровне органов и их систем.

Данные сравнительной анатомии – традиционная основа биологической классификации. А поскольку зоология как наука не мыслима без систематизации и классификации понятий, объектов, то логично заметить, что немыслима она и без сравнительной анатомии, и разумеется без использования различных приемов сравнения. Сравнение, в сочетании с индукцией, анализом и синтезом подготавливают почву для выработки классификаций - объединения различных понятий и соответствующих им явлений в определенные группы, типы с целью установления связей между объектами и классами объектов. Задача классификации в том, чтобы свести бесконечное разнообразие явлений, объектов к минимуму, удобно охватываемому памятью, чтобы выбраться из хаоса множества форм, чтобы привести этот хаос в порядок. Сама возможность такого сведения показывает, что самые разнообразные явления подчинены небольшому числу основных законов, которые повторяются во всех явлениях природы. Разнообразие природы, в том числе и животного мира, постижимо лишь будучи приведенным к простой (обозримой) системе - классификации.

Перейти на страницу:
1 2 3 4