При планировании спецкурса мы учитывали рекомендации данные в методической литературе [7,18,22,28].
Поскольку учащиеся имели весьма ограниченные знания по обозначенной проблеме, мы отобрали для изучения наиболее интересные темы с тем, чтобы заинтересовать их, развить навыки экспериментальной работы в школьной химической лаборатории и развить умение самостоятельной работы с литературой.
Нами также учитывался уровень подготовленности учащихся, и поэтому мы сочли нужным разработать планирование спецкурса для XI классов средней школы.
Таблица. Тематическое планирование спецкурса „Белок – основа жизни“.
№
занятия |
Содержание изучаемого материала |
Темы методы и средства обучения |
Количество часов |
1 |
I. Введение
Химический состав организмов. Общее знакомство с белками. Особенности белковых тел как носителей жизни. |
Лекция.
Словесные: рассказ, беседа.
Наглядные: демонстрация наглядных пособий (иллюстраций, фотографий, таблиц). |
1 |
2 |
II. История открытия и изучения белков.
Выделение первого препарата белкового происхождения. Попытки установления строения белков. Данные об элементарном составе белков. Работы зарубежных учёных-химиков. |
Лекция.
Словесные: рассказ, беседа.
Наглядные: демонстрация фотографий, таблиц, белковых препаратов. |
1 |
3 |
Отечественная химия белка до 50-х годов XX века. Работы отечественных учёных-химиков. |
Семинар.
Словесные: рассказ учителя, доклады и содоклады учащихся.
Наглядные: демонстрация фотографий, схем, таблиц. |
1 |
4 |
III. Элементарный состав белков. Методы выделения и фракционирования белков.
Основные химические элементы входящие в состав белка. Способы гомогенизации и экстракция белков. |
Лекция.
Словесные: рассказ, беседа.
Наглядные: демонстрация таблиц, демонстрационный эксперимент. Лабораторно-практическая работа. |
1 |
5-6 |
Лабораторно-практическая работа:
„Выделение белков из тканей биологических жидкостей“.
- выделение казеина из молока;
- получение раствора яичного альбумина;
- белки мяса;
- растительные альбумины. |
Словесные: беседа.
Наглядные: демонстрация приборов, схем, таблиц.
Наглядно-действенные: выполнение практической работы. |
2 |
7 |
Методы фракционирования белков. Способы очистки белковых препаратов от низкомолекулярных примесей. |
Лекция.
Словесные: рассказ, беседа.
Наглядные: демонстрация схем, таблиц, демонстрационный эксперимент. |
1 |
8-9 |
Лабораторно-практическая работа:
„Реакции осаждения белков“.
- при нагревании;
- концентрированными минеральными кислотами;
- солями тяжелых металлов;
- фенолом;
- спиртом. |
Лабораторно-практическая работа:
Словесные: беседа.
Наглядные: демонстрация схем, таблиц, приборов.
Наглядно-действенные: выполнение практической работы. |
2 |
10-11 |
IV. Гомогенность и молекулярная масса белков.
Методы определения гомогенности белковых препаратов. Методы определения молекулярной массы белка. Ультрацентрифуги и их устройство. |
Лекция.
Словесные: рассказ, фронтальная беседа.
Наглядные: демонстрация таблиц, рисунков, схемы „Устройство центрифуги“. |
2 |
12 |
Лабораторно-практическая работа:
„Диализ белка“. |
Лабораторно-практическая работа:
Словесные: беседа.
Наглядно-действенные: выполнение практической работы. |
1 |
13-14 |
V. Состав белков.
Аминокислотный состав белков. Разнообразие аминокислот. Природные аминокислоты. Особое значение для жизни α-аминокислот. Заменимые и незаменимые для человека аминокислоты. |
Лекция.
Словесные: рассказ, беседа.
Наглядные: демонстрация таблиц „Аминокислоты, постоянно встречающиеся в составе белка для взрослого организма“, рисунков, схем. |
2 |
15 |
Семинарское занятие „Методы выделения и фракционирования белков. Природные аминокислоты. Заменимые и незаменимые для человека аминокислоты“ |
Семинар.
Словесные: рассказ учителя, доклады и содоклады учащихся, беседа.
Наглядные: демонстрация таблиц, схем, фотографий. |
1 |
16 |
Контрольная работа |
Контроль знаний.
Словесные: беседа.
Наглядные: таблицы, схемы. |
1 |
17 |
VI. Строение белковой молекулы.
Способ связи аминокислот в белковой молекуле. Работы А.Я. Данилевского и Э. Фишера. Пептиды. Доказательство полипептидной теории строения белка. |
Лекция.
Словесные: рассказ, беседа.
Наглядные: демонстрационный эксперимент, таблицы, схемы установок |
1 |
18 |
Лабораторно-практическая работа:
„Гидролиз белка“.
- кислотный гидролиз;
- ферментативный гидролиз. |
Лабораторно-практическая работа.
Словесные: беседа.
Наглядно-действенные: выполнение практической работы. |
1 |
19 |
Первичная структура белков. Схема установления первичной структуры белка. Характеристика первичной структуры А- и В-цепей инсулина; α- и β- цепей гемоглобина. |
Лекция.
Словесные: рассказ, беседа.
Наглядные: демонстрация таблиц, рисунков, схемы установки первичной структуры белка. |
1 |
20 |
Вторичная структура белков. Понятие об α- и β-конформациях полипептидной цепи. Правые и левые α-спирали, их реализация в пептидах и белках |
Лекция.
Словесные: рассказ, беседа.
Наглядные: демонстрация таблиц, рисунков. |
1 |
21 |
Третичная структура белков. Методы её выявления. Типы связей, обеспечивающих поддержание структуры белковой молекулы.
Четвертичная структура белков. Конкретные примеры четвертичной структуры белков (инсулин, гемоглобин, вирус табачной мозаики и др.). |
Лекция.
Словесные: лекция
Наглядные: демонстрация фотографий „Третичная структура белка“, „Четвертичная структура белка“. Демонстрация моделей белков: инсулина, гемоглобина и др. |
1 |
22-23 |
VI. Свойства белков.
Химические, физические. Аморфность. Изоэлектрическое состояние белковой молекулы. Механизм денатурации белков.
Лабораторная работа:
„Денатурация белков“ |
Лекция.
Словесные: рассказ, беседа.
Наглядные: демонстрационный эксперимент, иллюстрирующий химические свойства белков.
Наглядно-действенные: выполнение лабораторной работы. |
2 |
24-25 |
Лабораторно-практическая работа:
„Качественные реакции на белки“. |
Лабораторно-практическая работа.
Словесные: беседа.
Наглядно-действенные: выполнение практической работы. |
2 |
26 |
VII. Номенклатура и классификация белков. |
Лекция.
Словесные: рассказ, беседа.
Наглядные: таблицы. |
1 |
27 |
Характеристика некоторых простых и сложных белков. |
Семинар.
Словесные: доклады учащихся.
Наглядные: демонстрация фотографий и моделей. |
1 |
28 |
VIII. Биологические функции белков. |
Семинар.
Словесные: рассказ учителя, доклады учащихся.
Наглядные: демонстрация белковых препаратов, схем, таблиц. |
1 |
29 |
IX. Современные исследования в области химии белка. |
Семинар.
Словесные: рассказ учителя, доклады учащихся.
Наглядные: демонстрация схем, фотографий, моделей. |
1 |
30 |
Контрольная работа. |
Контроль знаний.
Словесные: беседа.
Наглядные: таблицы, схемы. |
1 |