Факторы формирования

Следует оговориться ,что воспринимать эту гипотезу при всей ее бесспорной убедительности некритически ,как гипотезу, разрешающюю все проблнмы и трудности , связанные с процессом формирования человека современного вида, нльзя.Достаточно сложная трудовая деятельность неандертальцев и истоки многих социальных институтов и идеологических явлений в среднем палеолите заставляют с сомнением отнестись к идее внутренней конфликности неандертальского стада.Прогрессивное развитие мустьерской техники и трансформация ее в верхнепалиолитическую также свидетельствуют против этой идеи.Увеличение объема мозга,развитие речевой функции и языка,усложнение трудовой деятельности и хозяйственного быта – это общие тенденции эволюции гомицид, особенно гомицид в социально-культурной сфере. Они были бы не возможны при отсутствии социальных связей и направленного групового поведения.Истоки социального поведения уходят в животный мир,и поэтому ,трактуя проблему факторов формирования Homo sapiens , целесобразнее говорить об усилении уже существовавших на предыдущих стадиях антропогенеза общественных связях , а не о замене ими конфликтного поведения .В противном случае мы возвращаемся к той же , уже рассмотренной нами ,гипотезе обуздания зоологического индивидуализма, только на более низком этапе эволюции гомицид. Изложенный подход наиболее близок к старым взглядам В.М.Бехтерева, специально выделившего социальную форму отбора и понимавшего под ней такой отбор ,при котором отбирались индивидуумы с поведением полезным не самому индивидууму , а для группы ,к которой он принадлежит.Строго говоря ,на всех этапах эволюции гомицид такая форма отбора была, очевидно,решающей; и роль ее ,возможно ,только еще усилилась при формировании человека рвзумного.

Таким образом,социальность ,наибольшее приспособление к жизни в коллективе ,создающийся при этом наиболее благоприятный для нее морфофизиологический и психологический тип , что в совокупности обусловило наиболие резкое отличие человека от других представителей животного мира,определили,можно предпологать , и следующий этап эволюции человека – выделение человека современного вида как наиболее совершенного организма с точки зрения требований социальной организации .По аналогии с трудовой теорией антропогенеза эту гепотизу можно назвать социальной , или общественной,подчеркивая этим ведущюю роль коллективной общественной жизни именно в формировании современного вида в нутри рода Homo.

Перейти на страницу:
1 2