Из истории вопроса

Если же вспомнить историю и перелистать учёные труды таких философов древности как Аристотель (384 – 322 г. г. до н. э.) или алхимиков Парацельса (1493 – 1541 г. г.) и Ван – Гельминта (1577 – 1644 г. г.), то мы увидим что вопросы искусственного воспроизводства животных, и в первую очередь человека, волновали многие умы того времени. Правда, с точки зрения современного естествознания эти опыты не имели под собой и зачатков научного обоснования.

Например, Аристотель и его ученики были полностью уверены, что из грязи и ила при определённых благоприятных условиях могут самостоятельно родится лягушки, насекомые и черви. Эти мысли легли тогда в основу науки о живом. Учёные преклонялись перед авторитетом Аристотеля и никто не смел критиковать его, напротив даже пытались доказать и подтвердить эту теорию, уставив свои столы банками, склянками, перегонными кубами и прочими аппаратами того времени. «Учёные» десятки лет проводили в своих лабораториях, кипятили, перегоняли, настаивали и процеживали. Они лили и клали в колбы всё, что им подворачивалось под руку, старались изо всех сил. Одни из них призывали на помощь Бога, другие – чёрта: уж очень им хотелось увидеть как завертится в колбе какой-нибудь лягушонок или головастик, но кроме дыма, обоженных рук и грязных пятен на одежде ничего не получалось. Чего например стоят такие рецепты, описанные в трудах Ван – Гельминта: «Положи в горшок зёрна, заткни его грязной рубашкой и жди. Через двадцать один день появятся мыши: они зародятся из испарений зерна и грязной рубашки». Или: «Выдолбите углубление в кирпиче, положите в него истолченной травы базилика, положите на первый кирпич второй так, чтобы углубление было совершенно прикрыто; выставите оба кирпича на солнце, и через несколько дней зародится скорпион». Далее авторы этих строк утверждают, что и сами наблюдали зарождение мышей в горшке, и мыши появлялись вполне взрослые.

А вот Парацельс был слишком широкой натурой, чтобы возиться с лягушками и мышами. Он доказывал, что можно изготовить в колбе человека. Даже придумал имя этому существу – «гомункулус», по латыни «гомо» - это человек. Вот его рецепт: «Возьми человеческую жидкость и оставь гнить её сперва в тыкве, потом в лошадином желудке сорок дней, пока не начнёт жить, двигаться и копошиться, что легко заметить. То, что получится, ещё нисколько не похоже на человека, оно прозрачно и без тела. Но если потом ежедневно, в тайне и осторожно, питать его человеческой кровью и сохранять в продолжение сорока недель в постоянной и равномерной температуре лошадиного желудка, то произойдёт настоящий живой ребёнок, имеющий все члены, как дитя, родившееся от женщины, только весьма маленького роста.» Как и другие «учёные» того времени Парацельс утверждал, что всё это он воспроизводил в своей лаборатории, но кроме него самого этого «человека» никто так и не видел.

В наши дни Гомункулус – это памятка о людях фантазёрах, мечтавших изготовить в лаборатории живое существо, и проводивших свою жизнь среди перегонных кубов и колб, наполненных разноцветными жидкостями, среди связок сушёных лягушек, мышей и крокодила, висящего под потолком. И вот на таком уровне естествознание оставалось вплоть до XIX века, когда произошел коренной перелом во многих естественных науках благодаря таким учёным как: Ч. Дарвин (учение о происхождении видов), А. Левенчук (устроил микроскоп, с помощью которого сделал ряд важных открытий), Л. Пастер (открытие микробов и знаменитая «пастеризация»), И. Сеченов (изучил психическую деятельность человека и доказал что «души» не существует), Мендель (основоположник современной генетики, науки о наследственности).