Основные понятия о памяти

Чем больше умственных усилий мы прилагаем к тому, чтобы правильно организовать информацию, придать ей целостную, осмысленную (выражаемую в небольшом наборе смыслов) структуру, тем легче она потом припоминается.

Организация запоминаемого материала способствует его лучшему воспроизведению потому, что она облегчает последующий поиск воспроизведению потому, что она облегчает последующий поиск необходимой информации в "кладовых" долговременной памяти, а этот поиск требует системы продуманных, экономичных действий, наверняка ведущих к нужному результату.

Эффективность припоминания иногда снижает интерференция, т.е. смешение одних материалов с другими, одних схем припоминания с иными, связанными совсем с другим материалом. Чаще всего интерференция возникает тогда, когда одни и те же воспоминания ассоциируются в памяти с одинаковыми событиями, и их появление в сознании порождает одновременное припоминание конкурирующих (интерферирующих) событий. Интерференция нередко имеет место тогда, когда вместо одного материала заучивается другой, особенно на той стадии запоминания, где первый материал еще не забыт, а второй недостаточно хорошо усвоен учащимися, например когда запоминаются слова иностранного языка, одни из которых еще не отложились в долговременной памяти (и уже забыты для кратковременной), а другие в это же время только начинают изучаться.

На воспоминание материала влияют и связанные с ним эмоции, причем в зависимости от специфики ассоциированных с памятью эмоциональных переживаний это влияние может проявляться по-разному. О ситуациях, оставивших в нашей памяти яркий, эмоциональный след, мы думаем больше, чем об эмоционально нейтральных событиях. Связанные с ними впечатлениями мы лучше организуем в своей памяти, больше и чаще соотносим с другими. Положительные эмоции, как правило, способствуют припоминанию, а отрицательные препятствуют.

Эмоциональные состоянию, сопровождающие процесс запоминания, являются частью запечатлений в памяти ситуаций; поэтому, когда они воспроизводятся, то по ассоциации с ними возникает в представлениях и вся ситуация, а припоминание существенно облегчается. Опытным путем было доказано, что если в момент запоминания материала человек находился в приподнятом или подавленном настроении, то искусственное восстановление у него соответствующих эмоциональных состояний при припоминании улучшает память.

Процессы памяти

При выделении различных видов памяти имеются в виду некоторые устойчивые свойства и стороны, характеризующие память независимо от какую конкретную функцию выполняет она в деятельности: закрепления, сохранения или актуализации материала. Например, в делении памяти на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую отразилась такая ее сторона, как форма (образ, слово и т.д.), в которой осуществляется и запоминание, и сохранение, и воспроизведение материала.

Но, кроме видов памяти, выделяют еще процессы памяти. При этом в качестве основания рассматривают именно различные функции, выполняемые памятью в жизни и деятельности. К процесса памяти относятся:

Таблица

1

Процессы памяти

Краткая характеристика

запоминание

- это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее.

Различаются:

- кратковременное и долговременное

- произвольное и непроизвольное

воспроизведение (актуализация, возобновление)

- процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания психики путем извлечения его из долговременной памяти.

Внутри процесса воспроизведения можно выделить его различные виды: узнавание, собственно воспроизведение (произвольное и непроизвольное), припоминание.

Особое место занимает воспоминания - историческая память личности

сохранение

- определяется степенью участия материала в деятельности личности. Процент сохранения заученного материала после определенного отрезка времени находится в обратно пропорциональном отношении к объекту этого материала при условии количественно и качественно одинаковой работы с ним

забывание материала

- зависит от времени. Это впервые экспериментально установил нем6ецкий психолог Эббингауз, который показал, что забывание особо интенсивно протекает после заучивания, а затем замедляется. Чем более осознан материал, тем медленнее он забывается. Имеет избирательный характер. Устойчиво значимый материал забывается медленнее

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7 8