Ч. Дарвин и Ф. Энгельс о происх-ии чел-ка. Движущие силы антропогенеза.

В книге «Происхождение видов» (1871) Ч. Дарвин доказал, что человек представляет последнее, высокоорганизованное звено в цепи развития живых существ и имеет общ. далёких предков человекообразных обезьян. Он отметил значение соц.факторов в эволюции чел-ка. Далее работа Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1896) многочисленные находки подтвердили справедливость его теории.

Трудовая теория Ф. Энгельса и её недостатки.

Труд – важнейший фактор эволюции человека. Труд начинается с изготовления орудий труда. По словам Энгельса – это “первое основное условие человеческой. При этом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека”. Труд – осн. движ. Сила антропогенеза – это труд в процессе которого человек сам создаёт орудие труда. Наиб. Высокоорганизованные животные могут употреблять предметы в кач-ве гот-х орудий труда, но не способны создать их. Животные польз-ся лишь дарами природы, человек изменяет её в процессе труда. Морфологич. И физиологич. Преобразования наших обезьяноподобных предков можно назвать – антропоморфозами, т. к. вызвавший их осн-ой фактор – труд был спецефичен только для эволюции чел-ка. Размеры и масса тела – увеличились, возник S – образный изгиб позвоночного столба, предавший ему гибкость. Образовалась сводчатая, пружинящая стопа, расширился таз, упростился крестец, челюстной аппарат стал более лёгким и т. п. Прямохожение установилось не сразу: это был длительный процесс отбора наследственных изменений, полезных в трудовой деят-ти он длился миллионы лет. Возникновение прямохождения по мнению Ф. Энгельса и ранее Ч. Дарвина стала решающим шагом на пути от обезьяны к чел-ку. Благодаря прямохождению у обезьяноподобного предка чел-ка руки осв-лись от необходимости поддерживать тело при передвижении по земле, и приобрели способность к разным движениям. Так же сохранились особи с изменениями верхних конечностей, полезными для трудовых операций, преимущественно благодаря естеств. отбору. Ф. Энгельс писал, что рука не только орган, но и продукт труда.

Ч. Дарвин о происхождении чел-ка

. Док-ва естественного про-ия чел-ка. Рудименты и Атавизмы.

1871 - Дарвин написал книгу “Происхождение человека и половой отбор”; он считал: 1.Время становления чел-ка как вида относится к третичному периоду. 2.Предки человека - обезьяноподобные сущ-ва, жившие на деревьях. 3.Место возникновения человека - “африканский континент”.

Док-ва естественного происх-я чел-ка.

Эмбриологические - сходства развития зародыша.

Морфологические: 1) Атавизм - атавус (предок), - орган или структура органов, показывающая возврат к предкам (волосатость, многососковость). 2) Рудимент - недоразвитые органы и структуры, встречающиеся у всех членов данной популяции (ушная раковина, аппендикс, мелкие мышцы, третье веко .). 3) В области физиологии - одинаковый состав крови с обезьянами. 4) Патология и паразитология (внешняя и внутренняя паразитология), (вши: власоглав - только у человека и обезьян).

Движущие силы Антропогенеза.

Антропос - чел. Генез – рождать. Эволюция – происхождение человека. Материнство, самосохранение, переход на землю, защита, охота, опора. Прямохождение не оправдано (теряется много энергии), скорость уменьшается. Грыжи, неспособность длительно носить тяжести, стоять на ногах.

Затруднены роды. С прямохождением связана потеря волосяного покрова (перехождение в савану). Факторы необходимые для формирования человека. 1) сложная и разнообразная среда обитания. Предки умели лазить по деревьям и ходить => наблюдение за другими животными, не боязнь воды и огня. 2) Питание и пища. Было доказано, что в мясе аминок-ты (лизин – только с мясн. пищей.) Мясная пища имела значение для формирования организма. Гориллы употребляли растения, шимпанзе – мясо. Шим-зе стаями убивают даже леопарда => мясная пища сыграла больш. Роль в развитии человека.3) Добывание пищи (развитие сообразительности). Охота, загоны – метод охоты => развитие общения, звуки речь…4) Возникновение второй сигнальной системы речи (ни одно жив-е не могло произносить членоразд. звуки). 5) Жизнь в сложноустроенной группе. 6) Воспитание детей. 7) Хранение пищи в запас => развитие нескольких направлений профессий (земледелие).

Перейти на страницу:
1 2