Биологическая память
Биологическая память – это фундаментальное свойство живой
материи приобретать, сохранять и воспроизводить информацию.
Различают три вида биологической
памяти, появление которых связано с разными этапами эволюционного процесса: генетическую,
иммунологическую и нейрологическую (нервную) память.
Чтобы жить, органическая система
должна постоянно себя воспроизводить, иначе говоря, помнить своё строение и
функции
Память о
структурно-функциональной организации живой системы как представителя определённого
биологического вида получила название генетической. Носителями
генетической памяти являются нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК).
С
генетической памятью тесно связана иммунологическая. В эволюции она
возникает позже генетической и проявляется в способности иммунной
системы усиливать защитную реакцию организма на повторное проникновение
в него генетически инородных тел (вирусов, бактерий и др.).
Неврологическая, или нервная
память появляется у животных, обладающих нервной системой Её можно определить
как совокупность сложных
процессов, обеспечивающих формирование адаптивного поведения организма
(субъекта) Неврологическая память использует не только собственные
специфические механизмы, но и механизмы более древней генетической памяти, способствующей
выживанию биологического вида. По этому в неврологической памяти выделяют генотипическую,
или врождённую, память. Именно она у высших животных обеспечивает
становление безусловных рефлексов, импринтинга, различных форм врождённого
поведения (инстинктов), играющих роль в приспособлении и выживаемости вида Фенотипическая
память составляет основу адаптивного, индивидуального поведения,
формируемого в результате научения. Её механизмы обеспечивают, хранение и
извлечение информации приобретаемой в течение жизни в процессе индивидуального
развития.
В своём реферате я буду писать о том, что было прочитано мною
о неврологической памяти.
Память имеет большое значение. С.
Л. Рубинштейн сказал: "Не обладая памятью, были бы существами на час.
Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее безвозвратно исчезло бы в
прошлом. Человек не смог бы пользоваться знаниями, умениями, навыками и опытом
предшественников. Не существовало бы и психической жизни, объединяющей в одно
целое сознание личности, и невозможно было бы осуществлять непрерывное
обучение, продолжающееся на протяжении всей нашей жизни и делающее из нас то,
что мы, в сущности, и представляем собой».
Не всегда люди знали, где находится
память. Более двух тысяч лет назад великий философ древности Аристотель
высказал предположение, что чувства, мысли и память человека «заключены» в его
сердце, а мозг служит только для охлаждения крови. Но ещё до Аристотеля, в V веке до Н. Э. Гиппократ и Кротон указывали на мозг, как на
орган «разума», предоставляя сердцу роль органа «чувств». Древнеримский врач
Гален (II век) рассматривал мозговые желудочки
(полости в мозге) как хранилища впечатлений, получаемых человеком от внешнего
мира. В середине XVI века Везалий
(фламандский учёный) доказал, что мышление и память человека связаны не с
работой сердца, а с деятельностью мозга. Признав мозг органом психики, наука
продолжала попытки установить точную локализацию памяти в мозговых структурах,
исследуя их строение и функции. Было выяснено, что память в своей совокупности
деятельность всего мозга в целом. Однако данные науки о том, что именно
представляет собой память, как она функционирует, каковы её закономерности и
пр., ещё очень не полны.
Память - широкое поле для
толкований и исследований. Тысячи исследователей во всём мире стараются
разгадать феномен памяти, разные учёные с различных позиций исследуют
возможности памяти и функции мозга.
Для исследования памяти
применяют методы клинической и экспериментальной психофизиологии, физиологии
поведения, морфологии и гистологии, электрофизиологии мозга и отдельных
нейронов, фармакологические методы, а также аналитической биохимии. В
зависимости от задач, подлежащих решению, исследование механизмов памяти
осуществляется на разных объектах - от человека до культуры нервных клеток.
Наиболее популярна концепция
временной организации памяти, принадлежащая канадскому учёному Д. Хеббу.
Основываясь на работах, проведённых до него, он опубликовал в 1949 г. гипотезу
о двойственности следов памяти и выделил два хранилища памяти: кратковременное и долговременно. Его
теоретические рассуждения послужили отправной точкой для дальнейших
психологических и физиологических исследований.
Кратковременная память (КП)
представляет первый этап формирования энграммы (следа памяти). КП
характеризуется временем хранения информации от долей секунд до десятков минут
и разрушается воздействиями, влияющими на согласованную работу нейронов
(электрошок, наркоз, травма головы и др.).
Объём информации, одновременно
сохраняемой в КП, ограничен, поэтому более поздние следы вытесняют более
ранние.
В качестве механизма КП большинство
учёных рассматривают многократное циркулирование импульсов (реверберацию) по
замкнутой цепочке нейронов. Вместе с тем многие физиологи и молекулярные
биологи видят основу КП и в некоторых изменениях клеточной мембраны.
Долговременная память (ДП) –второй этап формирования следа
памяти, который переводит его в устойчивое состояние. Процесс перехода из КП в
ДП называют процессом консолидации памяти. Согласно
концепции временной организации памяти след памяти, прошедший консолидацию и
попавший на хранение в ДП, не подвергается разрушающему действию амнестических
агентов, которые обычно стирают КП. Энграмма в ДП, в отличие от следа КП,
устойчива. Время её хранения не ограничено, так же как и объём информации,
сохраняемой в ДП.
В качестве механизма ДП рассматривают
устойчивые изменения нейронов на клеточном, молекулярном и синаптических
уровнях.
Сравнивая функции КП и ДП, можно
сказать, что в кратковременной памяти мы “живём”, а в долговременной храним знания,
придающие смысл, значение нашему существованию. Обращение к прошлому опыту,
который необходим, чтобы понять настоящее – это функция долговременной памяти.
Однако в результате дальнейших
исследований потребовалось уточнение структуры временной организации памяти.
Наряду с признанием КП и ДП выделили промежуточную (лабильную) память,
метаболические процессы которой отличны от соответствующих процессов в КП и ДП.
Далее сделали вывод о времени сохранения следа в каждом хранилище памяти. След
в КП угасает уже через 10 мин. после обучения. В промежуточной памяти он
хранится до 30 мин. В ДП энграмма попадает через 45 мин. и храниться
неопределённо долго.
|