Биоритмы и их значение в учебе для студентов
Все
живые организмы, начиная от простейших одноклеточных и кончая такими
высокоорганизованными, как человек, обладают биологическими ритмами, которые
проявляются в периодическом изменении жизнедеятельности и, как самые точные
часы, отмеряют время. С каждым годом ученые находят новые внутренние ритмы.
Если в 1931 году шведскими учеными Г. Агреном, О. Виландером и Е. Жоресом
впервые было доказано существование суточного ритма изменения содержания
гликогена в печени и мышцах, то в 60-х годах обнаружено уже более 50-ти
биологических функций, имеющих суточную периодичность. В настоящее время их
насчитывается более ста.
Интенсивность
большинства физиологических процессов на протяжении суток имеет тенденцию
повышаться в утренние часы и падать в ночное время. Примерно в эти же часы повышается
чувствительность органов чувств: человек утром лучше слышит, лучше различает
оттенки цветов.
Изучение
биоритмов организма человека позволит научно обосновать применение
лекарственных препаратов при лечении больных.
В
последнее время в нашей стране и за рубежом проводятся большие работы по
исследованию биоритмов человека, их взаимосвязи со сном и бодрствованием. Поиски
исследователей направлены в основном на определение возможностей управления
биоритмами с целью устранения нарушений сна. Задача эта особенно актуальна, на
наш взгляд, в настоящее время, когда значительная часть взрослого населения земного
шара страдает от бессонницы.
Управление
внутренними ритмами человека имеет важное значение не только для нормализации
ночного сна, но и для устранения ряда заболеваний нервной системы, имеющих функциональный
характер (например, неврозов). Установлено, что суточное изменение внутренних
ритмов, свойственных здоровому человеку, при болезненных состояниях искажаются.
По характеру искажений врачи могут судить о ряде заболеваний на начальной
стадии.
По-видимому,
большинство болезней у человека происходит вследствие нарушения ритма
функционирования ряда органов и систем его организма.
В
ходе исторического развития человек и все другие живые существа, населяющие
нашу планету, усвоили определенный ритм жизни, обусловленный ритмическими
изменениями геофизических параметров среды, динамикой обменных процессов.
Одна
из быстроразвивающихся наук XX века — биоритмология, т.е. наука, изучающая циклические
биологические процессы, имеющиеся на всех уровнях организации живой системы.
Дело в том, что живая система постоянно находится в состоянии обмена веществ с
окружающей средой и обладает сложной динамикой процессов, является саморегулирующейся
и самовоспроизводящей системой. «Биологические часы» в организме —
отражение суточных, сезонных, годовых и других ритмов физиологических
процессов.
А
так как темпы научно-технического прогресса сейчас приобретают стремительный
характер и предъявляют серьезные требования к человеку, нам кажется, проблема
актуальности биоритмов является сегодня самой важнейшей. Бездумное отношение
человека к самому себе, как и к окружающей природе, часто является следствием
незнания биологических законов, эволюционных предпосылок, адаптивных возможностей
человека и т.д., и т.п. Чтобы сохранить здоровье человека, всесторонне и гармонично
развивать его физические и духовные качества, необходима не только настойчивая
и плодотворная научно-исследовательская работа, но и большая просветительская
работа.
Цель,
которую мы будем преследовать в этой работе — выявить влияние
биологических ритмов на физическую работоспособность студентов.
Основной
нашей задачей при написании работы является путь рассмотрения человека —
его структурные и функциональные биологические процессы не только в
пространстве, но и во времени, в тесном взаимодействии с окружающей средой.
Глава
I
|